Теологическая полемика
«39 статей» отражают попытки Церкви Англии XVI столетия откликнуться на теологическую полемику, связанную с Реформацией в Европе. Предшественниками «39 статей», которые приобрели окончательный вид в 1571 г., были документы, излагающие позицию Церкви Англии по отношению к тем или иным теоретическим вопросам протестантизма и католицизма. Все статьи сформулированы таким образом, чтобы отмежеваться от наиболее крайних^ толкований протестантизма и католицизма и оставить большой диапазон для толкований по-англикански. Так, например, статья 28 излагает англиканские установки о характере превращения хлеба и вина во вре-мя отправления обряда причащения. Как уже говорилось, этот догмат вызвал немало споров во время Реформации, причем цвинглианство выдвинуло диаметрально противоположную католической доктрину. Пафос статьи 28 направлен как против католического, так и против цвин — глианского догмата, но положительного решения не предлагает. В статье 6 утверждается, что «Священное писание содержит все необходимое для спасения»,— это крайне протестантская установка. Статья 21 отмечает, что церковные соборы не обладают исключительной непогрешимостью — тут в несколько критической форме сделана уступка старой католической позиции о значении соборной традиции для правоверности. Чисто кальвинистская доктрина предопределения представлена в статье 17 настолько неопределенно, что нельзя вообще установить позицию англиканства в этом вопросе.
«Книга общественной молитвы», или молитвенник, приобрела свою окончательную форму в 1662 г., но и тогда отражала скорее желаемую, чем существующую, культовую практику церкви. Представители «высокой» церкви ее полностью никогда не соблюдали. В 1874 г. по поводу культовой практики было принято специальное решение парламента, но и после этого «высокая» церковь добилась молчаливого признания своего культа, иг-‘ норируя предписания молитвенника. С тех пор в культе «высокой» церкви широко применяются такие чуждые протестантизму и запрещенные молитвенником элементы, как специальное нарядное облачение для отправления богослужения, причащения, свечи на алтарях, употребление ладана и др.
Ажиотаж 1927 и 1928 гг. вокруг запрета парламента делать какие-либо изменения в молитвеннике был вызван отнюдь не его заботой о формах богослужений в государственной церкви. Парламент беспокоился о том, как это решение отразится на церковно-государственных отношениях.