Разрыв с государством
Священники, которые руководствовались теорией «новой теологии» и делали из нее вывод о необходимости полного разрыва с государством, предлагали программу реорганизации церкви, с тем чтобы она могла обойтись без государственной финансовой поддержки. Н. Стейси, например, предлагал разорвать с традиционными формами священства. Все пасторы, по его мнению, должны зарабатывать себе на жизнь, занимая мирские профессии, и выполнять обязанности священников «на общественных началах». В теологической подготовке священников он невидел надобности, ибо все равно никто больше не верит в «науку о боге». «Максимум веры и минимум догмы» — его лозунг. Все средства церкви он предлагал использовать для удовлетворения социальных нужд населения.
«Проблема церкви и государства является в первую очередь проблемой церковной политики, а не теологии»,— писал в свое время известный политический деятель Англии Д. Дизраэли. И действительно, в нынешней дискуссии по вопросам церковно-государственных отношений на первый план выступает чисто прагматическая аргументация: церковные и буржуазные политические деятели стараются взвесить все «за» и «против» существующей системы с точки зрения действенности религиозной пропаганды. И именно потому, что престиж религиозной идеологии заметно упал, они предпринимают попытки найти новую форму политической доктрине англиканства. Но это, как мы видели, весьма противоречивый процесс, ибо ни одно решение в нынешней ситуации не в состоянии удовлетворить апологетов религии. В этом безвыходность современного религиозного кризиса. Тем не менее некоторая эволюция имеет место.