Свободная конкуренция
«Мир laisser-faire умер, если он вообще когда-либо существовал»,— заявляет Манби, имея в виду под laisser — faire не что иное, как тот капитализм неограниченной свободной конкуренции, который породил невообразимые человеческие страдания на ранних стадиях индустриальной революции и развития капитализма.
Если, по Манби, капитализма больше нет, то что же стало на его место? Может быть, социализм? Зная притягательную силу социалистических идей, Манби не хочет отказаться от такой альтернативы. Словно щеголяя своим объективизмом, он готов допустить принципиальную возможность социалистического общества в Англии. Он с готовностью признает, что «такая система в рамках демократии могла бы вполне успешно действовать в условиях Англии. К тому же все те основные цели, за которые боролись первые социалисты, могут быть достигнуты как при наличии смешанной экономики, так и при полностью коллективной экономике» 18.
Среди буржуазных социологов Манби выделяется особой «благосклонностью» к социализму, однако все эти вынужденные «поклоны» социализму, обусловленные силой и популярностью марксистских идей в современном мире, нужны были христианскому социологу лишь для того, чтобы, защищая идейные и экономические устои капиталистического общества, показать свой «объективизм». Вот дальнейший ход его аргументации. Признав в общих чертах достоинства социалистической системы, он тут же ставит ее на один уровень с… капитализмом свободной конкуренции! Причем общий признак социализма и капитализма свободной конкуренции он видит не в чем ином, как в догматизме.
Но вернемся к «положительной» части его социологии — к концепции ^«смешанной экономики». «Под «смешанной экономикой» я понимаю такую экономическую систему, в которой государство различными путями контролирует и планирует действия частного предпринимателя»,— пишет он19.
Надо сказать, что термин «предприниматель» , который фигурирует в этом определении, занимает весьма важное место в рассуждениях Манби и является центральным для всей концепции «смешанной экономики». Значимость термина «предприниматель» явствует хотя бы из того, что Манби, например, утверждает, будто главной причиной, из-за которой деятельность ранних английских христианских социалистов XIX столетия не увенчалась успехом, является недооценка ими «роли предпринимателя». Это, мол, «роковой недостаток в их понимании социальной системы».