Католическая доктрина
Подобный подход одним махом подрывал всю католическую доктрину церкви как земного воплощения «града божьего», авторитет римских пап и отметал всю сложную идеологическую, юридическую и политическую структуру католической церкви. Из этого положения следовал целый ряд выводов,^ влекущих за собой изменения культовой и догматической практики протестантизма. Это такие мероприятия, как отказ от пышных, торжественных и сложных культовых церемоний, упрощение убранства церквей и облачения церковных служителей, отказ от признания привилегированного положения клира, упразднение института монашествующих, отправление культа на понятном верующим языке, издание переводов «священного писания» и т. д.
Требование «более бедной церкви» было созвучно инстинкту бережливости буржуазии в период первоначального накопления капитала, оно преподносилось идеологами протестантизма как требование «возврата к простоте первоначального христианства» и направлялось против нововведений, осуществленных Римом во время длительного периода безраздельного господства в западном христианстве. На самом деле все нововведения в религиозной идеологии были вызваны не сентиментальным желанием возврата к примитивному состоянию церкви, а идейными запросами эпохи. История Реформации свидетельствует, что протестантизм в целом не пришел к согласию относительно характера так называемой первоначальной церкви. Отдельные разновидности протестантизма выдвигают на передний план положения и доктринальные установки, сообразные с идейными запросами тех сословий, интересы которых они представляют в конкретной социально-политической обстановке.
Первые буржуазные революции, таким образом, приняли форму религиозных войн — народных восстаний. Массы приводились в движение религиозными лозунгами, побуждением к революционным действиям служили требования новых религиозных порядков. На самом же деле религиозные фразы маскировали экономические интересы тех или иных сословий.