Кризис духовной жизни
На самом деле «религиозный бум» был одним из проявлений кризиса духовной жизни США после второй мировой войны, когда американская действительность пришла в глубокое противоречие с пропагандируемыми идеалами американской демократии и поколебала веру американцев во всемогущество их социально-политической системы. Война поколебала в американцах и веру в то, что наука и техника действительно служат благу чоловека. Американский философ Морис Коэп писал, «что в некотором отношении наука в Америке запи чает место религии, ибо она поддерживает надежду устроить райскую жизнь па вемле. Люди надеялись, что благодаря прогрессу техники и развитию научного образования будет постопснпо изжито все зло в человеческой жизни».
«Религиозный бум,— отмечает советскИй исследователь Н. С. Юлина,— это в значительной мере стихийная реакция масс на те серьезные внутренние экономические и социально-идеологические измепения, которые претерпели США в последние десятилетия, и, в частности, на тот разрыв, который образовался между старыми либе — рально-индивидуалистическими принципами и теми установками и нормами, которые выработало современное корпоративное милитаристское государство. Этот разлад породил тягу к поискам мировоззрения, „жажду веры”. Американец, выбитый из колеи происходящей на его глазах трансформацией всего привычного уклада жизни, ищет в религии средство, способное компенсировать те утраты, которые он ощутил в связи с девальвацией традиционной американской веры».