Классовая борьба
Посвятив рабочим еще несколько голословных комплиментов, общий смысл которых хорошо передается тезисом: «Рабочий должен иметь уверенность в том, что он нужен и что его работа полезна для общества», а также высказав доброе пожелание: «Мы должны избавиться от горького бича безработицы», Манби переходит к вопросу о классовой борьбе, в частности о борьбе рабочих за улучшение своих жизненных условий. Тут с поразительной быстротой Манби меняет облик «поборника интересов рабочих» и обнаруживает подлинное лицо выразителя англиканской социальной теории.
Исходным мировоззренческим пунктом для построения христианской концепции классовой борьбы у Манби служит тезис о равенстве и ответственности всех людей перед богом. «Люди должны рассматриваться как равные непотому, что они являются таковыми, а потому, что нам не дано право разграничения в этой области, в которой сам бог отказался это сделать», и «бог сделал людей свободными, но возложил на них тяжелое бремя ответственности» 2в.
Если «ответственность» капиталиста состоит в том, что он должен «консультироваться» с рабочим перед принятием решений, «которые влияют на его благосостояние», то ответственность рабочих, по Манби, касается самой сущности их борьбы за повышение своего жизненного уровня — права организовываться в профсоюзы и вести классовую борьбу.
Институт профсоюзов появился в Англии вследствие упорной борьбы трудящихся в прошлом столетии и ныне является оружием в руках рабочего класса за улучшение своих жизненных условий. Учитывая авторитет профсоюзного движения, Манби не осмеливается подвергать его прямым нападкам. Он считает целесообразным рекомендовать строгий государственный контроль за деятельностью профсоюзов: «Государство не может разрешить таким организациям полную свободу действий, но должно вести надзор за ними в интересах общества. Это особенно относится к профсоюзам, где часто может понадобиться вмешательство государства для урегулирования прав индивида и общества».