Радикальные реформы
Для обоснования критики сторонников радикальных реформ Мартин вынужден принизить серьезность современного кризиса религии, что и делает через введение нового понятия — «приватизация». Приватизация, согласно Мартину,- это типичная черта духовного облика современных англичан. Она выражается в том, что англичане испытывают явное нежелание участвовать в общественной жизни, не хотят покидать уют собственного дома, вступать в контакт с другими людьми. Это по существу не кризис религии в том смысле, что люди все в возрастающей мере отрицают религиозное мировоззрение, а просто-напросто нежелание их выходить из своего дома и участвовать в каких-либо общественных мероприятиях, в том числе в общественных богослужениях.
Буржуазный социолог нащупал весьма характерную черту буржуазного общества, в частности мелкобуржуазных кругов, составляющих основную массу англиканцев, а именно индивидуализм, аполитичность и т. д. Но эти черты не распространяются на все слои населения. Сотни тысяч англичан активно участвуют в рабочем, профсоюзном и студенческом движении, в борьбе за демократию и прогрессивные социальные перемены. Но эта активность как известно, не пробуждает в Них интереса к религии и церкви. Наоборот, участие в общественной жизни размывает, ослабляет религиозную веру, ведет к утверждению светского мироощущения и миропонимания.
Религия — явление сложное, комплексное. Помимо религиозных взглядов и чувств, в определении религии существенное место должен занимать такой компонент, как культовая организация. Одни религиозные представления никак нельзя выдавать за религиозность. Надо сказать, что «туманная, неясная вера в сверхъестественное» — действительно черта общественного и индивидуального сознания людей, живущих в эксплуататорском обществе. Ее порождают отчужденные силы капиталистической действительности, такие, как угроза безработицы, войны, неуверенность в будущем, а также личные несчастья, духовная неудовлетворенность и т. д. Но религию как форму общественного сознания никак нельзя отделить от «организованной религии», т. е. от церкви, от церковной организации. Церковные организации именно для того и существуют, чтобы превратить «туманные представления» людей в весьма определенное идеалистическое мировоззрение и таким образом духовно поработить маесы, сковать их социальную и политическую инициативу.