Модернизация структуры
В модернизации структуры, вероучения, культа идеологи церкви видят средство укрепления позиций религии, основательно поколебленных за последние десятилетия. Они пришли к выводу, что христианская религия в таком виде, в каком она существует почти два тысячелетия, слишком архаична, не соответствует образу жизни современного человека; поэтому следует отбросить все закосневшее и устаревшее, все то, что может оттолкнуть от религии человека второй половины XX в..
Мы уже говорили, как модернистские тенденции проявились в конце XIX в. в американском протестантизме, особенно в баптизме. Модернисты тогда утверждали, что Г)иблия не является непосредственным откровением бога. Анализируя Библию, виднейшие представители модер — пистского направления в баптистском богословии В. Кларк, В. Раушенбуш, Ш. Матьюс, Е. Фосдик, приходили к выводу, что она включает различные религиозные доктрины. Библию они рассматривали как обширное собрание литературных произведений, написанных в разное время.
Некоторые протестантские модернисты оспаривали тезис о непогрешимости Священного писания, подвергали сомнению традиционные библейские догматы о человеке как о погибшем грешнике, божественном искуплении, оправдании верой, предопределении; отказывались от буквального понимания каждого слова Библии. Они положительно отнеслись к теории эволюции Дарвина, даже считали необходимым применить принцип эволюции к религии и для сохранения духа христианства ввести в него новые символы. Таким образом, они пытались примирить христианство с наукой.
Взгляды модернистов на социальные проблемы также отличались от взглядов приверженцев традиционной христианской точки зрения. Они считали необходимым пересмотреть христианскую концепцию человека и отказаться от догмата о его прирожденной греховности. Один из идеологов социального евангелизма III. Матьюс писал: «Христос сохраняет полное молчание касательно всеобщей греховности» .