Католическая догма
Тяготение трактарианцев к католической догме и культу отразилось на толковании догмы о превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа. Этот догмат, подспудно всегда существовавший в англиканстве, но с времен Реформации открыто не провозглашавшийся, был Оксфордским движением воскрешен. Принятие его требовало более почтительного отношения к алтарю и к манипуляциям священнослужителей — к литургическому ритуалу, связанному с освящением хлеба и вина. Поэтому как побочный продукт Оксфордского движения зародилось движение ритуалистов. В церквах Англии снова после длительного перерыва начали выставлять свечи на ал-тарях, часть священнослужителей отправляли культ В Нарядном облачении, вернулись к католической литургии, лишь несколько видоизменив ее, употребляли ладан.
Таким образом, ритуалисты пытались придать богослужениям оттенок мистицизма, потусторонности, таинственности, фанатизма. Некоторые священнослужители стали исповедовать своих прихожан, что показалось особенно возмутительным протестантскому «низкому» крылу церкви. F J
Оксфордское движение положило начало и такому, до того не существовавшему в Церкви Англии явлению, как институт монашествующих. В 1841 г. были пострижены в монахини две первые женщины. Институт монашествующих существенным образом отличает англиканство от других протестантских церквей.
Настаивание на божественном начале церкви, возвышение ее над государством и обществом, усиление элементов мистицизма и фанатизма — все эти нововведения в догму и культ англиканства имели непосредственное отношение к его социальной доктрине, были призваны играть особую социальную роль в интересах правящих классов и в особенности в интересах влиятельной землевладельческой аристократии. Как отмечает один из английских исследователей этого периода, «философия тракта — рианцев явилась апологетикой землевладельческих классов. Она противостояла коммерческому духу» . Но тут дело не только в том, что идеология трактарианцев «противостояла коммерческому духу». Пытаясь отмежевать церковь от социальных недугов капитализма, трактариан — цы обратили свой взор назад — к эпохе, предшествующей не только индустриальной революции, но и Реформации, к эпохе безраздельного господства католицизма.