Гражданская религия
В 60—70-х годах в США стали говорить о так называемой гражданской религии. Еще в 1962 г. американский социолог Вилл Херберг выдвинул идею об «оперативной религии», которая, по его мнению, объединила бы всех американцев как религия, больше всего соответствующая американскому образу жизни. Более развернутую характеристику такой религии дал в 1966 г. американский социолог Р. Белла.* Велла утверждал, что с самого начала существования Соединенных Штатов существует религия, объединяющая всех американцев, независимо от их конфессиональной принадлежности. По его мнению, основными признаками гражданской религии являются вера в бога, в загробную жизнь, терпимость к любым религиозным учениям, вера в особую историческую миссию американской нации. Гражданская религия, заявляет Белла, не направлена против традиционных религий, она выполняет задачу укрепления национальной солидарности.
Характеризуя так называемую гражданскую религию, сенатор-республиканец Марк Хэтфильд в журнале «Christian Herald» писал: «В это попятив включена вера в то, что бог специально благословил и избрал Америку, как он благословил и избрал Израиль, и в то, что Джордж Вашингтон так же, как и Моисей, вел свой народ из рабства в землю обетованную. Это понятие предполагает, что конституция и Декларация независимости были составлены и вдохновлены богом и что земля обетованная превратилась в страну почти совершенную, которая получила благородную миссию в мире. Даже тогда, когда мы ведем войну, мы считаем себя безупречными по той простой причине, что мы выполняем божественпуто миссию».