Феодальные производственные отношения
К началу XVI столетия феодальные производственные отношения пришли в противоречие со стремительным ростом производительных сил, на арене истории появился новый класс — торгово-промышленная буржуазия, наступила эпоха буржуазных революций. Духовные предпосылки этого общественного переворота созревали на протяжении нескольких столетий в недрах феодальной духовной культуры и выразились в виде гуманистического движения эпохи Возрождения и в виде Реформации как вызов духовной монополии католической церкви.
Реформация требовала реформ в области религии, создания обновленной христианской идеологии, отражающей идейные запросы нового, зарождающегося буржуазного вобщества. Реформация явилась первым идеологическим ударом по феодальному укладу, но ударом не непосредственным, а опосредованным, имеющим форму нападок на католицизм, на папство. В основном требования протестантизма сводились к изменению некоторых основных доктрин христианства с тем, чтобы поколебать монополию римских пап по ряду вопросов. Вместо личного спасения верующего, зависевшего от его «добрых дел», протестантизм выдвинул идею «спасения одной верой». Это означало, что верующий сам имеет как бы непосредственный контакт с богом и что посредником тут выступает не церковь или какая-нибудь другая «человеческая инстанция», а лишь «живая вера» верующего.
Такое положение более соответствовало мировосприятию нарождающейся буржуазии — активного, динамичного класса, духу предпринимательства. За каждым индивидом нризнавалось право «свободно конкурировать» с другими. Каждый человек становился «кузнецом своего личного счастья» в делах как мирских, так и небесных.