Первые буржуазные революции
Форму религиозных войн первые буржуазные революции приняли еще и потому, что столетиями воспитывавшиеся в религиозном духе массы понимали только религиозные лозунги; кроме того, для уничтожения феодальных экономических порядков необходимо было дискредитировать именно католическую церковь, освящающую эти порядки. «Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости»,— писал Ф. Энгельс в своей работе «Крестьянская война в Германии», посвященной разбору одной из первых буржуазных революций, которая приняла форму широкого крестьянского движения за свержение старых порядков
В ходе Крестьянской войны Лютер отстаивал интересы немецких принцев и направлял острие своих нападок против восставших крестьян ; тем самым он показал полезность протестантизма для нового эксплуататорского строя. Под покровительством отдельных принцев немецких земель, а также королей Дании, Швеции и других светских вельмож лютеранство как идеология нового строя быстро распространилось в целом ряде европейских стран.
В общих чертах сходный процесс проходил в Швейцарии, где под руководством Цвингли и в особенности Кальвина тоже велась идейная борьба против католицизма. Кальвинизм развил сходную с лютеранством систему доктринальных установок, отличающуюся в основном лишь доктриной предопределения, т. е. положением об абсолютной предопределенности человеческой судьбы в целом и возможности получить спасение в частности. На основе этого учения Кальвин в 1539 г. создал в Женеве теократическую диктатуру — своего рода буржуазное религиозное государство.