Облик церквей в Англии
Такой несколько обновленный облик церквей в Англии сохраняется на протяжении длительного периода — в эпоху становления империализма вплоть до развязанной империализмом первой мировой войны. Как бы по инерции теория и практическая деятельность церковных организаций Англии оставались неизменными и между первой и второй мировыми войнами, хотя в этот период, и особенно в 30-х годах, наряду с общей эволюцией христианской идеологии в религиозной жизни Англии начинают зарождаться тенденции, которые в настоящее время находят свое выражение в весьма крупных изменениях, преобразованиях и обновлениях культового, догматического и организационного порядка.
Все эти изменения составляют апогей третьего — кризисного — периода в развитии церкви и религии в Англии. Кризис церкви в Англии, как и кризис ее во всем современном мире, отличается от всех предыдущих по характеру и по масштабам. Он порожден новой социально-политической ситуацией, новым духовным климатом в современном мире. После этой общей характеристики истории религии в современной Англии более подробно рассмотрим каждый выделенный нами период в отдельности, подкрепим оценки, данные выше, историческими фактами.
Английская Реформация, от которой ведет летоисчисление современное положение религии и церкви в Англии, одной весьма существенной деталью отличается от Реформации на континенте: самое знаменательное событие ее — отделение от Римской католической церкви — началось и произошло не вследствие массового движения, как было в Германии, а по воле правящих кругов Англии. По этой причине ее часто называют «реформацией сверху», «конституционным переворотом». По меткому замечанию советского историка М. А. Барга, она «началась с того, чем… закончилась Реформация в Германии,— с установления государственной церкви» 4. Формально можно считать, что год 1531-й, когда король Генрих УIII добился от католического духовенства своей страны признания себя в качестве главы Церкви Англии5, положил начало полному разрыву с Римом, ибо, согласно католической концепции, главой церкви является Христос, а после него — только один папа римский. Но, с другой стороны, с этого момента Реформация только начиналась — в том смысле, что после разрыва с Римом и перехода власти над церковью в руки монарха эта церковь по всем другим признакам оставалась чисто католической, и только со временем, по мере нарастания буржуазной революции, в Церкви Англии начали действовать силы, которые пытались придать ей протестантский облик.