Капиталистические страны
Положительной чертой деятельности этих священнослужителей является то, что они в определенной мере способствовали развертыванию в Англии борьбы за мир и разоружение. В 60-х годах из этого течения вышел ряд священников, которые активно вели так называемый диалог между марксистами и христианами.
Этот диалог — явление, наблюдавшееся в ряде капиталистических стран в 60-х годах, начался не по инициативе иерархов церкви. Его инициаторы — верующие, которые видели несостоятельность церковной социальной доктрины при решении конкретных социальных и политических проблем. Их стал привлекать марксистский анализ капиталистической действительности, способность дать правильные ответы на волнующие вопросы современности. Именно в этом заключается существенное различие между старым христианским социализмом, который не отражал умонастроения верующих масс, а исходил из верхов церквей, и теоретической и практической деятельностью современных священников — участников диалога с марксистами.
Характер диалога в условиях современной Англии определяется исторически сложившимися условиями этой страны, и не в последнюю очередь тем, что, как уже отмечалось, здесь отсутствуют традиции непосредственного клерикализма, а также тем, что англиканская социальная доктрина благодаря своей расплывчатости допускает широкий диапазон решений.
В конце 60-х годов диалог между марксистами и христианами в Англии был явлением, достаточно распространенным и характерным. Он осуществлялся в основном в следующих конкретных формах. Во-первых — в практическом сотрудничестве христиан и марксистов при решении злободневных проблем. Это была наиболее плодотворная форма диалога, ибо общая позиция в таких вопросах, как американская агрессия во Вьетнаме, расистская политика правительств Южной Африки и Родезии, поддерж-1» этих режимов со стороны правительства Великобритании, укрепляла единство демократических сил. Реакция встречала ощутимое сопротивление. Во-вторых, совместные практические мероприятия потребовали их осмысления, и поэтому возникла такая форма диалога коммунистов и христиан, как теоретические дискуссии, которые велись и ведутся в кругу специалистов-теоретиков, а также на многолюдных собраниях общественности. Во всех случаях они освещаются в прессе и привлекают внимание многих читателей.