Теоретические аргументы
Епископ Сазеркский Мэрвин Стоквуд тоже с готовностью признает, что «государственная церковь… не логична», но тут же добавляет: все теоретические аргументы, которые он мог бы выдвинуть в пользу существующих церковно-государственных отношений, менее важны, чем чисто прагматический аргумент: «Они действуют на практике». И самое главное — «они коренятся в нашей истории… Церковь Англии, как ничто иное, является неотъемлемой частью нашей истории… ее литургия сохраняет красоту нашего родного языка и объединяет поколения своими молитвами» .
Другой англиканский священник, представитель более молодого поколения идеологов церкви, хотя и ратует за эволюцию современных церковно-государственных отношений, но также пытается найти объяснение существующему порядку не в чем ином, как в «английском характере», главной чертой которого будто бы является «мистицизм, состоящий частично из уважения к традиции вообще и частично из уважения к своей расе» .
Из мистического характера английской нации вытекает аргумент, согласно которому Церковь Англии, как ни одна другая церковная организация страны, является своего рода воплощением «моральной совести» английского народа. «Из всех существующих этических систем христианство менее всех разделяет нас как нацию… Всякий закон основывается на какой-то моральной системе. Если нация менее всего разделена тем фактом, что она одобряет переданный ей символ веры, то она… должна дорожить тем, что имеет. Вполне возможно, что государственная церковь в этой стране является аномалией, но это — хорошая аномалия» .