Признаки религии
С точки зрения авторского решения поставленной проблемы наибольший интерес вызывает вторая глава книги, названная «Конец теизму?». Тут автор, как говорится, берет быка за рога и предлагает пересмотреть самую сущность не только христианства, но и религиозного мировоззрения в целом. Основным признаком религии, как известно, является вера в сверхъестественное. И именно против этого восстает Робинсон. Он рассуждает следующим образом: раньше бога представляли парящим где-то высоковысоко, но с ростом человеческих знаний о Вселенной такой взгляд становился все более абсурдным. Потом бога стали изображать парящим за пределами постигнутого человеком космоса. Но в наши дни этот взгляд оставляет богу слишком мало места, и поэтому Робинсон предлагает новый мысленный образ для представления о боге.
Что же скрывается за этой «новой» формулой? Бог — природа, бог — глубина человеческих эмоций, бог — красота человеческих взаимоотношений. Все это напоминает философскую концепцию пантеизма, а история философии свидетельствует, что пантеизм сыграл известную роль в. становлении материалистического мировоззрения.
Такая концепция бога никак не согласуется ни с традиционными, вековыми христианскими представлениями, ни с библейскими концепциями; она означает полный разрыв как с духом, так и с буквой христианства.
Робинсон признает, что миропонимание, изложенное в Библии, «бесстыдно потусторонне». Все равно — воспринимать ли библейские мифы в буквальном смысле или толковать их как аллегории, дающие познание бога,— идеи, изложенные в них, остаются «потусторонними». Но если вслед за Бултманом пытаться «демифологизировать» их, то выхолащивается основное содержание христианства — вера в сверхъестественное, личностное существо вообще, вера во всю систему конкретных положений, на которых зиждется христианство. И этим обосновывается вывод о безвыходности современного идейного кризиса христианства: оказывается, что все выходы, которых ищут теологи, ведут в тупик. Поэтому неудивительно, что большая часть церковников, особенно в последнее время, предпочитает традиционные методы и не разделяет взглядов Робинсона. ‘
Надо сказать, что Робинсон сам чувствует нелогичность своей позиции; чувствует, что соединение научного и религиозного миропониманий — непосильная задача, и постоянно делает оговорки насчет того, что его книга не может претендовать на решение проблемы, что это — дело будущего, а он лишь пытается поставить в форме парадоксов эту проблему.