Буржуазная революция
Одновременно с буржуазной революцией в Англии произошло и окончательное присоединение к ней северной части Британских островов — Шотландии. Борьба английской короны за овладение Шотландией, как и буржуазная революция в самой Англии, проходила в форме религиозной войны.
Идеи Реформации начали распространяться в Шотландии уже в первой половине XVI столетия — это были отзвуки лютеранской Реформации в Германии. После этого последовала вторая волна проникновения в Шотландию реформаторских идей — из Женевы, носивших кальвинистский характер. Существенной чертой Реформации в Шотландии явилось наличие в реформаторской идеологии весьма сильных антиепископальных настроений. Эти настроения объясняются в первую очередь политическими причинами. Борьба против епископального устройства церкви явилась одновременно и борьбой против политического засилия Англии, где, как известно, епископальный характер государственной церкви сохранялся после «парламентской» реформации Генриха VIII на протяжении всего периода подготовки буржуазной революции. Борьба против епископов как «агентов папы» была на самом деле борьбой шотландского народа против господства Англии.
Уже в 1560 г. возникла реформированная на кальвинистский лад Церковь Шотландии, и ее главным признаком стало пресвитерианское устройство церкви. Это устройство было противопоставлено епископализму Церкви Англии. Являясь кальвинистской разновидностью протестантизма, пресвитерианское вероучение особенно подчеркивает важность восстановления гипотетической раннехристианской формы управления общинами верующих — подчинения религиозной жизни общины совету пресвитеров. Пресвитерианство постоянно подчеркивает, что раннехристианская церковь не имела ни епископов, ни других специальных священников и что наличие таковых в других церквах является результатом нововведений, не соответствующих первоначальному церковному устройству. Другими словами, в представлении пресвитериан пресвитерианское устройство — первостепенный признак правоверности церкви. Если по другим вопросам догмы допускаются разные толкования, то догма пресвитерианского устройства церкви сомнению не подлежит.