Острейший кризис
Материал, содержащийся в предшествующей главе, раскрывает тот факт, что религиозная идеология в современной Англии переживает острейший кризис. Об этом свидетельствует церковная статистика, которая отражает тенденцию к медленному, но неуклонному отходу верующих от религиозных организаций. Об этом говорит также анализ структуры сознания верующих: растут религиозный индифферентизм и секуляризация. Это своеобразным образом проявляется в роли религиозного деления в современном североирландском конфликте.
Можно даже выделить период, когда кризисный процесс начал проявляться особенно наглядно,— это начало 60-х годов XX в. Подобное положение вещей, разумеется, не остается скрытым для самих церковников и буржуазных общественных деятелей. И хотя многие из них для обозначения этого кризиса употребляют такие слова, как «секуляризация», «тяготение к критической точке» и т. д„ или вообще пытаются подогнать факты таким образом, чтобы избежать подобных терминов,— все сходятся на одном: впервые в истории религиозная идеология встретилась с чем-то таким, с чем она раньше дела не имела.
Правда, буржуазные идеологи и церковные деятели всех мастей и оттенков — от свободомыслящих агностиков до консервативных церковников — утешают себя надеждой, что религии удастся пережить настоящий кризис точно так же, как она пережила подобные кризисы в прошлом. По. их мнению, «церковь является наковальней, на которой износилось много кувалд». С этой целью церковные историки проводят параллели между современностью и другими «периодами кризиса» в жизни человечества, например эпохой Возрождения и промышленной революцией. Но в этом, конечно, апологеты религии йб правы, и надежды на удачное для них разрешение настоящего кризиса религии необоснованны.
Современный кризис религии — следствие той качественно новой обстановки в мире, которая порождена социалистической революцией, раскрепостившей человека экономически и духовно. Настоящий кризис религиозной идеологии характеризуется не только своим размахом и глубиной, но и безысходностью. Он является составной частью общего кризиса буржуазной идеологии эпохи империализма. Это проявляется в условиях современной Англии, в частности, при анализе той системы мероприятий, с помощью которой буржуазные и церковные деятели надеются преодолеть настоящий кризис. Этот анализ дает возможность говорить о необратимом характере кризиса и о несостоятельности предлагаемых мероприятий. Обнаруживается следующая закономерность: пытаясь найти выход из кризисного положения, апологеты религии все в большей мере отходят на такие позиции, где размывается сама сущность всякого религиозного мировоззрения, выхолащивается основное содержание религиозных представлений и верований. И поэтому они вновь бросаются в объятия скомпрометировавшей себя ортодоксии, впадают в мистицизм и открытый иррационализм.