Избранное

Самостоятельное религиозное течение

Самостоятельное религиозное течениеВ 1791 г., когда умер Уэсли, в Англии было примерно 70 000 методистов, и после его смерти эта секта довольно быстро организационно оформилась в самостоятельное религиозное течение. Этому способствовало широкое распространение методизма в Новом Свете, в Америке. В 1791 г. там было около 60 000 приверженцев методизма, причем в последующие годы это число быстро увеличивалось.

XVIII век характеризуется широким размахом колониальной экспансии Англии. В религиозном плане это больше затрагивало диссидентов и методистов. Именно эти сектанты, как наиболее социально подавленная часть населения, в первую очередь отправлялись за моря и океаны начинать «новую жизнь» в колониях. Они увозили с собой и сектантскую идеологию.

Что же касается государственной Церкви Англии, то она полностью освящала всю колониальную политику, приносящую пользу английским правящим классам, в том числе и позорную продажу африканских рабов в Америку, которой не брезговали английские владельцы судов. Торговля рабами приносила большую прибыль Англии, ибо корабли, двигаясь по треугольнику Англия — Африка — Америка, привозили в Англию хлопок, сахар, табак и другие «колониальные» товары. В то же время англиканство стояло на страже всех завоеваний Британской империи, как это проявилось, например, во время войны за независимость в Северной Америке.

Волна реформ захватила Церковь Англии лишь в первой половине — середине XIX столетия. К этому времени в результате промышленной революции и колониального грабежа Англия стала ведущей капиталистической державой мира; в стране усилился гнет эксплуатации; шел процесс классовой поляризации. Рост богатства имущих классов сопровождался обнищанием огромной массы населения. Назрела революционная ситуация, которая в 30—годах воплотилась в чартистском движении, выдвигалось требование превратить Кентерберийский собор в конюшню и т. д.

Правящие классы, напуганные народным движением, с одной стороны, цеплялись за государственную религию как за «оплот против революции и хаоса», а с другой — резко критиковали церковь за неспособность выполнять свою социальную роль.

Многие буржуазные либералы считали, что наступил конец «порядку и законию», конец Церкви Англии. В такой обстановке в недрах англиканства назревали реформы, которые по-разному осуществлялись в ее «высоком», католическом, и «низком», пуританском, крыле. Стержнем реформы были социальная доктрина и связанный с ней вопрос о церковно-государственных отношениях.

В 1833 г. в связи с обострением ситуации в Ирландии колонии Англии, где протестантское правящее меньшинство подавляло католическое большинство населения страны, парламент Англии принял решение изменить организационное устройство Церкви Англии на территории Ирландии — вместо 22 епархий создать 12. Этот незначительный акт послужил поводом для начала так называемого Оксфордского движения. Начавшись среди профессоров-богословов Оксфордского университета, это движение распространилось на всю церковь и оставило заметный след в доктрине и культовой практике современной Церкви Англии.

Интересные записи
Галерея
10108 10426 10837 11016 12325 12743 13086
Новые статьи
Популярное

Copyright © 2015. All Rights Reserved.