Позитивистская теология
Зарождение «позитивистской теологии» в Англии началось уже в 30-х годах, но лишь в 50—60-х годах она оформилась как вполне самостоятельная теологическая дисциплина. В 70-х же годах в связи с частичным провалом робинсоновских решений именно позитивистская теология в Англии во все возрастающей мере начинает доминировать в теоретической мысли англиканства. Упомянутая выше статья, которая призывает дать новые теоретические решения теологической проблематики, указывает на «необходимость радикального переосмысления христианской веры». В ней утверждается, что «многие люди, чье образование протекало в русле точных наук, должны убедиться в том, что существует единый подход к этим наукам и к размышлению о религии».
Характерным примером подобного рода «новой теологии», которая претендует на соединение религиозного и научного мировоззрений посредством использования неопозитивистского подхода, могут послужить работы Дж. Хика — профессора теологии в Бирмингемском университете.
Особенность неопозитивизма с точки зрения его взаимоотношений с теологией заключается в том, что в системе этой философии достаточно много элементов, которые носят антирелигиозный, даже атеистический характер. Эта черта следует из общеизвестной связи неопозитивизма с естественными науками, проявляется в его претензиях представлять научный взгляд на мир, соответствовать миропониманию современного человека. Более конкретно атеистический характер неопозитивизма следует из его центрального принципа — отрицать как бессмысленные всякие утверждения, которые не поддаются непосредственной эмпирической проверке или смысл которых нельзя свести к эмпирическим наблюдениям через последовательную цепь логических умозаключений. А центральные утверждения всякой религии — о существовании бога и др.— это как раз такого рода утверждения, и поэтому неопозитивизм клеймит всякую религию как «бессмысленную». Помимо этого, непосредственные высказывания, направленные против религии и церкви, общая буржуазно-атеистическая позиция, занимаемая многими видными неопозитивистами, утвердили представление об этой философии как об атеистической. Ярким примером может послужить общественная деятельность известного английского неопозитивиста Бертрана Рассела. Его книга «Почему я не христианин?» известна советскому читателю. Неудивительно поэтому, что в 30—40-х годах, когда неопозитивизм распространился в Англии, теологи в штыки встретили эту разновидность современной буржуазной философии.