Функция предпринимателя
Христианско-социальная теория XIX столетия и даже современности страдает одним и тем же пороком — пренебрежением к функции предпринимателя, и, применительно к нашей эпохе, «стоит только установить настоящую роль предпринимателя — и откроется множество возможностей для ее воплощения в жизнь».
Что же это за магическая «роль предпринимателя», признанием которой христианский социолог предлагает решить все злободневные проблемы современности? Почему его роль столь важна? Оказывается, роль предпринимателя так важна потому, что, согласно Манби, экономический процесс предстает перед человеком как нечто мистическое, неосязаемое, непонятное. За экономическими процессами скрываются силы, которыми человек не в состоянии управлять и которые он не может подчинить себе.
Что же получается? С одной стороны, мы узнаем, что капитализм «уже не тот», что он реформирован, что его недостатки устранены, а с другой — нам твердят, что все его основные пороки существуют и по сей день и грозят современному человеку стихийностью, неопределенностью, произволом… Тут налицо крайняя непоследовательность христианского социолога, которая вытекает из его религиозно-идеалистического взгляда на общество, из его тщетных попыток выступить апологетом изжившего себя общественного строя. Когда это ему выгодно, он проповедует доктрину «излечения капитализма», а когда ему необходимо во что бы то ни стало возвысить принципы личного предпринимательства и частной собственности — основные принципы капитализма, он вынужден волей-неволей подчеркивать тот же антигуманный, антиобщественный характер капитализма, с которым якобы уже покончено, но который на самом деле является постоянной чертой всякого эксплуататорского общества.
Согласно Манби, личность предпринимателя заслуживает особого внимания по той причине, что на него падает самая трудная доля в общественном производстве — «координировать действия в соответствии с сигналами, которые он получает через механизм рыночных цен», и ему приходится «действовать в мире, в котором точное предсказание невозможно» . Иными словами, частный предприниматель — это что-то вроде священнослужителя мистического культа свободной конкуренции, культа капитализма.