Полная зависимость
Народ находился в полной зависимости от своих духовных и светских покровителей. Подобно тому, как крестьянин экономически зависел от своего господина, в сфере духовной он полностью зависел от церкви. В обоих случаях он имел дело с чем-то вечным, с чем-то недосягаемым для него. Прямого общения с богом у верующего нет. Посредником тут выступает церковь. Бог находится по ту сторону церкви, и только через нее, толь-ко выполняя все ее предписания, верующий может получить надежду на «спасение».
Посредничество церкви между верующим и богом — существенная часть католической доктрины о церкви; оно подчеркивается всей культовой практикой: пышностью, красочностью богослужения, таинственными культовыми действиями, непонятным для верующего языком — латынью — и т. д. Все это внушало верующему мысль, что он ничтожество, нагнетало страх перед вечной карой и адскими муками за неповиновение своим духовным и светским покровителям. Такая доктрина духовно порабощала массы в условиях феодализма, и отдельные проявления ее носили особо неприглядный характер.
Исходя из католической доктрины, церковь имеет полномочия отпустить грехи кающимся верующим за счет добрых дел, совершенных Христом, апостолами, святыми. Это мероприятие довольно широко практиковалось во время крестовых походов, когда грехи отпускались даже впрок, а на рубеже XV—XVI столетий самой основной формой «добрых дел» стало внесение соответствующих денежных пожертвований в кассу церкви. В это время по городам и селам Европы разъезжали священники, которые с профессиональной деловитостью за соответствующую сумму отпускали самые тяжкие грехи «очно и заочно». Церковная доктрина спасения «добрыми делами» имела аналог и в светской жизни: повиновение хозяину и добросовестный труд в его пользу якобы обеспечивали «милость» господина к своему подданному.