Основа догматической позиции
Основа догматической позиции пуританского течения — акцент на тотальной грешности человека и связанной с этим доктрине о спасении одной верой. Кроме того, пуритане, особенно консервативные, считают Библию единственным источником христианской веры. По сей день они продолжают отстаивать идею о том, что текст Священного писания «в каждой букве» инспирирован богом и что в нем нет текстуальных ошибок и противоречащих друг другу мест. Подобной трактовки придерживаются лишь наиболее фанатичные приверженцы протестантского сектантства, в то время как в христианстве в целом принимаются попытки «научного» изучения Библии в духе немецкой школы «формгешихте» .
Консервативные пуритане придерживаются ярко выраженной кальвинистской доктрины о священстве всех верующих. Они до последнего времени крайне отрицательно относились к католической церкви и с неодобрением смотрели на деятельность англокатоликов по сближению с Римом. Зачастую они распространяли свою неприязнь и на экуменизм в целом. Однако начиная с 1967 г., когда в Кильском университете состоялся очередной Национальный евангелический конгресс, наметилось некоторое смягчение в непримиримом отношении «низких» к Риму и к экуменизму.
Течение либерального пуританизма отделилось от общего течения евангелистов в начале столетия: оно ратовало за более современное толкование Священного писания. С 1906 г. оно существовало как частная группа, а в 1923 г. оформилось как официальное течение англиканства — «Движение англиканских евангелических групп». Эта организация прекратила деятельность в 1967 г., но ее идеология продолжает занимать важное место в церкви Англии.
Либеральные пуритане отмежевываются также от наиболее крайних догм консерваторов, но отличаются от формального критицизма тем, что настаивают на главенствующей роли традиционных христианских представлений при оценке данных, полученных в результате «научного» исследования Библии.